Математические основы хайку - 1 - Cтатьи о хайку - Статьи 
Регистрация
Восстановление пароля
Блог Игоря Шевченко

Математические основы хайку - 1
                                             Математические основы хайку
                  (материал статьи не выходит за рамки 6-го класса обычной школы)

                                      Часть I. Ноль, единица и бесконечность

           Моё интуитивное понимание жанра хайку основывается на маленьких открытиях, которые были сделаны, в основном, в школьном возрасте, которые со временем обретали лишь новые формы записи. Эти открытия делались не только в школьных предметах, но и в играх. Первым мировоззренческим подвижкам я обязан математике и шахматам. Математика из-за своей простоты в начальных классах может перевести сознание сразу на новый уровень. В статье «Отличие хайку от трехстиший с точки зрения уплотнений» http://www.stihi.ru/2009/04/14/1945 я рассказывал о первом своём открытии – строгом делении на ноль или

                                                     0*~ = 1          (1)

(~ обозначим знак бесконечности, * – знак умножения, ** – возведения в степень). Я увидел, что числа могут быть расположены совсем иначе, чем мы привыкли видеть на числовой оси, они уплотнены. Но, главное, что меня поразило: бесконечности присуща парадоксальность. Ведь при умножении любого числа на ноль будет ноль. Любого числа, но не бесконечности. Если n (любое число) возвести в левую и в правую часть, то получим второй строгий парадокс:

                                                  1**~ = n           (2)

         То правило, что единица в любой степени равна единице, на бесконечности становится ложным, так как оказывается, что на бесконечности умножением единиц можно получить любое число. Правила колеблются. Причина колебаний – существование чего-то неземного, сущности незримой, неравномерной, тесно связанной с нами, являющейся источником парадоксов.
         Именно поэтому применительно к любому (земному) правилу можно сказать оно и верно, и ложно, и не верно, и не ложно.
         Применительно к хайку можно сказать следующее. Если мы занимаемся в трёхстишиях земной суетой – это верно лишь отчасти. Если мы начинаем петь о вечности и бесконечности, то вторгаемся в область неведомого, к которому неприменимы земные законы, а потому наверняка занимаемся ложным делом.  
         Безусловно, этих элементарных формул не потерпят наши академики. Хотя смысла в них я вижу куда больше, чем даже в таблице умножения.  
         Что ещё важного можно почерпнуть из первой формулы? Так как она была получена простым отражением одной половины круга на другую, то и сама содержит отражение по ломоносовскому закону сохранения. Отражение сохраняется. А значит, ноль и бесконечность сущности перетекающие одна в другую. Поэтому неверно говорить, что «0» – ничто, а бесконечность – всё. Равноправно представить, что «0» – это всё. А бесконечность – ничто.
         Представьте моё состояние, когда в «Праведах» уже на первых страницах я прочёл:
«Постигни и не путай:
О – не отсутствие, а наличие всего…»                                        
«Праведы» («Образ»), сост.: Вит Отец, Изд-ство «Праведы»: Петрозаводск, 2014, с. 12
        Можно вспомнить и Эйнштейна – «всё относительно».
        Любое искусство – это, прежде всего, отражение. Жанр хайку – не исключение. Те, кто начинает рассуждать о «сущности бытия» – лживы, а судьи, будь они хоть трижды заслуженными японцами, не понимают хайку. Пишущие о суетном и земном, пусть и мелки, но правдивы. Но пишущие о колебании (отражении) со смысловым колебанием (перетеканием из одного в другое и обратно) заслуживают высших почестей. И, конечно, я подразумеваю здесь «лягушку Басё».

«8» июля 2015 г                                                            Игорь Шевченко
     г. Дубна
Авторизируйтесь на сайте для того чтобы иметь возможность добавлять комментарии.

  

Идея и организация - Игорь Шевченко
Программирование - Мочалов Артём
Графика - Александр Карушин
Яндекс.Метрика